Доклад на тему … 2.

12 января 2020 - Esprit de L’Escalier

 

 

Лидеры и Ефрейторы.

Злейший враг рядового – Ефрейтор.

Армейский фольклор.

 

Неожиданное для меня самого продолжение и развитие темы предыдущей заметки. Незамысловатая по сути историйка неудачного «доклада» Эспри навела на очень серьёзные размышления.

 

Список действующих лиц:

Начальник и Эспри.

Генерал Лесли Гроувс и Роберт Юлиус Оппенгеймер.

Эйнштейн.

Бор.

Ландау.

Сталин.

Гитлер.

Магомет..

Христос.

 

Сначала проанализируем ситуацию «Эспри и Начальник.»

Затем попытаемся сформулировать некий постулат.

А позже рассмотрим всё последующее в критериях этого постулата.

 

Итак, кто прав в истории «конфликта» Эспри и его Начальника?

По большому счёту – Начальник!

Он прав и по существу и по форме.

Эспри – прав по существу и неправ по форме.

Эспри -- по психологии «одинокий волк», как и большинство самостоятельно мыслящих людей.

Он, как и подобает «одинокому волку», получив информацию, сразу стал её анализировать и дальше синтезировать из отдельных элементов анализа новую картину его вИдения ситуации.

Плохо это или хорошо?

Не просто хорошо, а весьма похвально!

Но у Эспри не было «ораторского» опыта (опять, психология «одинокого волка»). И он совершил ошибку по форме, то есть правильно всё проанализировав и просинтезировав и заслужив этим МОЛЧАЛИВОЕ одобрение своего Начальника, он СОЕДИНИЛ два процесса, которые следовало РАЗЪЕДИНИТЬ в пространстве и во времени. И тем вызвав НЕМОЛЧАЛИВУЮ критику Начальника! Он должен был дать вначале именно то, что требовалось – информацию! И лишь затем, даже, может быть, не в прениях сразу после его доклада, а, скажем, на собрании через неделю, обсудить уже результаты своего дУмания и услышать мнение других сотрудников.

Это то, чего добивался его Начальник!

Начальник был Лидером,

Эспри -- одиноким волком.

Разница в том, что у Начальника в отделе было ещё двадцать два «одиноких волка» и из них надо было составить ОДИН ДУМАЮЩИЙ МОЗГ! Задача огромной сложности!

Эспри же, не по злому умыслу, а по неопытности и психологии «одинокого волка», повёл себя не как рассчитывал Начальник, а как Ефрейтор! Невольно и сам того не подозревая!

«Скомандовал!»

Он дал информацию и тут же навязал всем СВОЁ вИдение этой информации! Этим он как бы блокировал (хотя бы на время) аналитические и творческие возможности ещё двадцати двух человек, тоже совсем неплохо думающих! Даже лучше него! Он сделал грубую ошибку, создав некие непроизвольные ДОМИНАНТЫ в сознании двадцати двух его коллег!

И это – ПЛОХО!

Очень плохо!

 

Итак, постулат:

Задачи настоящего Лидера – это:

А) Создать из некой группы людей думающий и действующий СВЕРХМОЗГ.

В) Увлекать за собой остальных, если может, конечно:

Думайте как я!

Думайте вместе со мной!

Думайте ЛУЧШЕ меня!

 

Возвращаясь к первой задаче.

Настоящий Лидер должен учесть (насколько это вообще возможно) индивидуальные особенности сотен и тысяч «центров» этого мозга. Сам он не обязательно (задача «В») берёт на себя роль Центра мышления! Он сам – может быть лишь одним из нижеперечисленных, но в роли Лидера он обязан из всех «центров» создать единую систему скоординированного мышления.

Один центр – сугубо аналитический.

Другой – сугубо синтетический.

Третий – критический

Четвёртый – фантазёр.

Пятый – строгий логик.

Шестой – «вольный художник».

И так «до бесконечности»...

И это всё настоящий Лидер должен связать в некую единую, мощно и эффективно думающую систему, в СВЕРХМОЗГ!

Такое под силу очень немногим, если вообще возможно...

 

А что такое «Ефрейтор»?

Это отнюдь не мыслитель и не талант. Это типичный стадный раб, влезший на ступенечку выше остального иерархического стада. Как он сделал это – несущественно. За счёт ли убогих своих способностей, чуть превзошедших остальных, за счёт ли (обычно это ГЛАВНОЕ!) зоологической хитрости и полного отсуствия элементарной нравственности? Способов много и все они удивительно однообразно схожи друг с другом по сути и цели.

Главное – «ЗАЛЕЗ!!! ЗАЛЕЗ ВЫШЕ ДРУГИХ!!!»

Что дальше?

Дальше -- задача проста: КОМАНДОВАТЬ СТАДОМ, сделать из стадных рабов возможно больше БЕЗДУМНЫХ роботов – исполнителей!

Индивидуальное, самостоятельное мышление?

А ЭТО что такое?

И кому это нужно?

Мне – Ефрейтору?

Мне – не треба!

Приказы не обсуждаются. А выполняются!

МОИ ПРИКАЗЫ!

 

Думаю, любому читателю видна пропасть между психологией Лидера и Ефрейтора.

Теперь – следующий шаг.

От абстракции к конкретности.

 

Генерал Лесли Гровс – военный руководитель американского атомного проекта «Манхеттенский проект». Человек необычайной интуиции. Он должен создать коллектив думающих мозгов для кратчайшего и быстрейшего решения гигантской проблемы, которая обещала нечто … лишь в теории – атомного оружия. Но он не учёный и не физик.

Он – ЛИДЕР.

Кого поставить во главе этого НАУЧНОГО и технического проекта? Кандидатов, блестящих физиков и лауреатов Нобелевских премий, больше чем достаточно. Но нужно выбрать самого подходящего – ЛИДЕРА! И он выбирает Роберта Юлиуса Оппенгеймера, не лауреата, хоть и очень талантливого физика, но с явно политически подмоченной репутацией сторонника коммунистов!!! (Это потом откупилось Америке в виде быстрого создания Советским Союзом копии американской бомбы. Не только и не столько из-за Оппенгеймера, но и он приложил вольно-невольно к этому руку).

Оппегеймер оказался идеально правильным выбором Лесли Гровса! Он сумел создать супермозг из многих десятков лучших физиков и химиков, радиоинженеров и металлургов и всех других, нужных для решения проблемы умов. Он НЕ превосходил всех или многих по интеллекту или выдумке или знаниям. Он только создавал этот свермозг, будучи сам его частицей и не самой важной по узким функциям, но самой важной по его объединяющей всех силе.

 

Альберт Эйнштейн – не Лидер по задаче «А» и ЛИДЕР по задаче «В». Конечно, никак не Ефрейтор, но типичный «одинокий волк – мыслитель.»

 

Нильс Бор – Лидер («А» и «В») сам мыслитель!

 

Ланду – Ефрейтор, будучи сам незаурядным мыслителем (некоторый элемент «В»). Он командовал, подавлял всех своих учеников своим мощным интеллектом. Поощрял таланты – но НЕ стремился создать из них единый сверхмозг. Для него каждый ученик был и учеником (задача «В»)« и конкурентом!

 

Сталин – типичнейший Ефрейтор! Злобный, тупой и необычайно коварный.

 

Гитлер – Ефрейтор! Тупой, злобный и коварный. Но уступавший Сталину во всех перечисленных качествах.

 

Магомет – Ефрейтор! Тупой, злобный и коварный. Ему не нужны были мыслящне ученики! Ему нужны были тупые, послушные ЕГО ЗЛОБНОЙ ВОЛЕ стадные рабы.

 

Христос – Ефрейтор! Опять – не в учениках, талантливых и думающих оригинально и САМОСТОЯТЕЛЬНО, нуждался он, а в послушных его воле рабах-догматиках.

Я – сказал, вы – выполняйте.

Безо всяких сомнений и не размышляя!

Я – думаю за вас!

И я уже всё продумал наперёд!

 

Вот, такая разница между Лидером и Ефрейтором!

 

А с чего все эти раздумья начались?

С заурядного доклада, сделанного неумелым докладчиком...

 

«Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Потому что в кузнице

Не было гвоздя...»

С.Маршак.

Для данной заметки гвоздь нашёлся – Эспри...

 

12 I 2020

 

 

 

 

Рейтинг: 0 добавить в избранное

Загрузка комментариев...


← Назад