"Чёрный квадрат" Малевича

31 января 2011 - editor7

http://www.crestock.com/image/182201-Polaroid-on-Page.aspx
(тема жива и продаётся)

Иллюстрация здесь:

http://www.proza.ru/2011/01/21/1548


Обсуждение там же по ссылке

Лада Григорьева ("МОСТ",2010, т.25, стр. 6) указывает на интересный факт.
"Пo установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48х48 см) - чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Храме. (Кицур Шулхан Арух)" (это еврейский Храм)
http://artage7.4sql.net/MOST/MOST25/GRIG/T1.HTM

- то есть картина Малевича - знак того квадрата, а также реминисценция Квадрата Роберта Флуда (1617 г).
С другой стороны, не случайно на выставке Квадрат был повешен в "красном углу" вместо православной иконы. По композиции и общему виду Квадрат как раз и есть образ иконы - иконы "с житием", т.е. такой иконы, в центре которой располагалось основное каноническое изображение святого, а со всех сторон вдоль границ доски располагались "клейма", каждое из которых было маленькой прямоугольной картинкой - как сейчас бы сказали,кадриком. Каждый кадрик - сценка из жизни (жития) святого. Такие иконы были интересны, нарядны и любимы в народе.

Малевич делал и другие Квадраты похожей композиции с другими цветовыми решениями. Ни на какой из них житие не нарисовано. Было бы интересно устроить перформанс с -дописыванием- "Квадрата" Малевича, может быть, прямо в еврозалах новой Третьяковки :)

Каждый, кто читал "Письма из Русского Музея" Солоухина ( http://rus-sky.com/gosudarstvo/solouhin/letters.htm ), сейчас неминуемо держит в уме солоухинскую интерпретацию этой истории. Интерпретация проста: "Квадрат" и иже с ними просто халтура. Солоухин говорит о том, что Малевич как в юности не овладел мастерством фигуративного художества, так и до старости он им не овладел, другим занят был, художник захотел, да так и не смог нарисовать приличный (такой, какой хотел) портрет матери (в "традиционной" манере). Солоухин - искусствовед и писатель, но не художник. Что скажут художники о технической стороне факта?

С Дианой мы стали вспоминать, какой именно абстракционист был Малевич. Кажется, он был кубист. Вспомнили кубиста Пикассо. Поговорили о том, что балерины Дега цветом перекликаются с "Девочкой на шаре" Пикассо. Неминуемо прозвучала фраза о том, что импрессионистов хорошо смотреть издали, в этом случае очень даже красиво :)

Вот, импрессионисты - это как бы уже "хорошо" и разрешено и сомнений в качестве не вызывает. Можно ли было написать тех балерин в традиционной манере, но с сохранением ровно такого же воздействия на зрителя? Я думаю, можно было. Пришлось бы писать полгода, год, а то и больше. Где тот князь, который бы всё это время кормил да одевал художника, привозил бы дрова для камина да кормил бы его канареек?
По-моему, ответ прост. Настало новое время, в котором картины нужно было писать быстро. И вот Дега и другие импрессионисты имели талант в манере импрессионистов быстро делать нужные картины. Здесь не вижу никакой загадки, да пожалуй, и темы для исследования...

Ну, дальше, конечно, пошло-поехало. От импрессионистической манеры и, конечно, вплоть до халтуры.
Мы получили письмо от искусствоведа Григория Лыкова, где он приводит примеры разбора ритмически-колористического решения "Крестьянок" Малевича.
http://www.proza.ru/2011/01/17/1265 - статья Г.Лыкова (правда, в заголовке не те крестьянки)
Всё верно. Студенты рисуют правильные схемы картины. То, что говорит Малевич, тоже верно. Но почему центральная баба такая страшненькая? С чёрными загребущими клешнями робота. И сама похожа на чёрного робота.
Вы скажете: это тебе с твоим тревожным сознанием чудятся чёрные роботы. Иди к психологу. Ну пусть. Но зачем картине этот побочный эффект воздействия?
Хуже того, я вот Вам показал, и теперь Вы будете видеть то же самое.
То, что Малевич говорит о ритме линий и цветов, верно для орнаментов. На то они орнаменты, чтобы не вызывать побочных эффектов :)

Но даже вполне ясные  предметы и события мира так и стремятся получить "левую" интерпретацию среди других предметов и событий. Лыков упомянул Татлина - а мне недавно прислали из Москвы вот эти любопытные документы (фото в заголовке).

Малевич, Татлин, выдранный лик подвижника, разрушение Храма и житие, которое пока не написано...

 

Рейтинг: +2 добавить в избранное

Загрузка комментариев...


← Назад